Боевая служба 1984 - 1985 гг.

БПК "Способный" 1985 г.

Несостоявшийся визит

В начале боевой планировался официальный визит в Индию, в порт Бомбей. На корабль кроме продуктов тащили советскую пропагандистскую литературу на разных языках (английском, французском, арабском, индийском и др.), пачками грузились какие-то начальники в разных чинах, а также ансамбль песни и пляски КТОФ, который потом, к удовольствию моряков, устраивал репетиции прямо на юте во время похода.

Но визит не состоялся. 31 октября 1984 года в результате покушения погибла премьер-министр Индии Индира Ганди. Известие пришло, когда корабль уже был на переходе во Вьетнам. Поэтому по прибытию в Камрань всех пассажиров и ансамбль песни и пляски переселили на госпитальное судно ВМФ «Иртыш», который там находился в это время, - до отъезда домой.

Эти госпитальные суда «белые пароходы ВМФ» служили на флоте для размещения сменных экипажей подводных лодок, возвращающихся с БС, для медобслуживания экипажей кораблей, находящихся на боевой службе. ГС "Иртыш"

Еще были разговоры, что неофициально они были нужны для снятия стресса у моряков после длительного воздержания, ведь молоденьких медсестер там хватало. Экипаж «Способного» тоже проходил медосмотр  на ГС «Иртыш», но вроде с медсестричками дальше просьб попить водички не доходило.

База Камрань

Вьетнам

Из истории: с уходом в 1974 г. американских войск из Вьетнама для военно-морского присутствия в южных морях Тихого океана в составе ВМФ формируется 17-я оперативная эскадра с базированием в порту Камрань (Вьетнам). С 1980 г. в Камрани стал функционировать ПМТО, где производились тыловое обеспечение и судоремонт. Практически все корабли с КТОФ на боевых службах обязательно заходили в Камрань.

Вьетнам в те годы представлял собой незавидное зрелище. ВМБ Камрань

Только 9 лет прошло, как закончилась война с американцами, в 1979 г. был конфликт с Китаем. (Увидев среди советских моряков узбека, вьетнамские пацанята стали бросаться в него камешками с криками «Чина, Чина!» - видно был похож на врага-китайца).

Камрань - бывшая американская военно-морская база, отданная Вьетнамом в аренду СССР. На кнехтах причала, к которому швартовался "Способный" было что-то вроде "made in USA". Недалеко от базы еще валялись ржавые остатки войны – сгоревший вертолет, ржавые остатки танка, колючая проволока на полуразрушенных заборах. Сборщики металлолома туда еще не добрались:-). Развалины американских домиков, в которых янки расслаблялись, отдыхая на морском берегу базы Камрань. Карта базы Камрань

Победившие их вьетнамцы живут бедно, хижины с крышами из пальмовых листьев, бегают без штанов чумазые ребятишки. В общем, нищета и разруха. Во время регулярного выноса пищевых отходов с советских кораблей, стоявших в Камрани, подтягивались аборигены с тачками и тележками. Засучив штанины и взобравшись на тракторную телегу-прицеп, они по колено в отходах со знанием дела сортировали картофель, куски хлеба и пр. в свои кандейки и ведра. Если бы это было домашним животным, тогда наверное черпали бы все подряд. Тем не менее вьетнамские "корифаны"  о чем-то весело лопотали между собой, улыбаясь советским морякам, оптимизма им было не занимать. Наверное, этот оптимизм впоследствии и помог им за какие-то 20 лет отстроить заново всю страну, и такими темпами, что куда там нашей перестройке.

"Железный занавес"

Во Вьетнаме пробыли недолго. встречный танкерВ один из прекрасных дней начался переход в Индийский океан, к месту несения БС. Обычным делом стали встречи на морских путях различных заграничных пароходов  и летательных аппаратов любопытных потенциальных противников. "Орион" USA navy

По случаю прохождение Сингапурского пролива была объявлена учебная тревога - прохождение узкости, дан полный ход. На верхней палубе (правда, не утверждаю, т.к. сам не видел) – вооруженные офицеры корабля. Не доверяли тогда простым морякам – а вдруг кто-нибудь, проклятый диссидент, замаскировавшийся и просочившийся через сито особистов на боевую службу, сиганет за борт навстречу запретной сладкой заграничной жизни, вот она, рядом – огни рекламы  и яхты миллионеров. Вечерний СингапурИ тогда - огонь на поражение - не пущать за железный занавес изменников Родины! За день до прохождения пролива - приказ по кораблю – сдать все телевизоры, чтобы не смотрели капиталистические телепередачи. Проходили узкость вечером, но несмотря на запреты мы все же посмотрели в приоткрытую тяжелую дверь на разноцветные огни небоскребов, примерно такие же как на этом современном снимке Сингапура.

Кстати, замполит рассказывал такую историю, что в Камрани была попытка побега с корабля одного матроса. Он ночью стукнул по голове своего товарища – часового ПДСС, спустился по якорной цепи в воду и вплавь добрался до берега. Поймали его вьетнамские пограничники довольно далеко от Камрани и сдали нашим. С собой была у него карта, одежда, учебник английского – готовился заранее. Интересно, знает ли кто подробности этой истории?

 

Закат в тропических морях

Вышли в Индийский океан.

После мутного желтоватого цвета Южно-Китайского моря сразу заметна перемена – вода стала прозрачная, бирюзовая, ночью переливается - светится планктон. Воздух прозрачный, чистый, но днем жарко, +40, +45. Закаты и восходы - редкой красоты. Выйдешь вечером на ют покурить после ужина – и на закат любуешься.

Ходовые вахты пронеслись быстро и переход закончился на рейде о. Сокотра, где корабль вошел в состав 8 оперативной эскадры ВМФ.Сокотра и прилегающие острова

Еще из истории: "Индийская" 8 оперативная эскадра существовала с 1968 г. В 1971 г. в связи с конфликтом между Индией и Пакистаном 8-я (Индийская) оперативная эскадра ВМФ СССР в составе группы подводных лодок и надводных кораблей под руководством контр-адмирала Круглякова была направлена в Аравийское море с целью демонстрации присутствия и наблюдения за развитием событий в его акватории, а также в зоне Персидского залива. Постоянным местом базирования эскадры стал рейд острова Сокотра (бывшая НДРЙ), там же был создан пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) для сил маневренного базирования ВМФ. Еще существовали ПМТО для "красноморских" сил - на острове Дахлак (Эфиопия); для 8-й эскадры - в Бербере (Сомали).

старт зенитной ракеты  посадка вертолета

Боевая служба

Во время боевой учебы отрабатывались различные задачи - учебные стрельбы, постановка радиолокационных помех, и заправки от танкеров траверсом (на ходу), взаимодействие с вертолетом и его посадка также на ходу корабля.

Ну и конечно, шла своим чередом обычная повседневная служба. Приборки, наряды на службу, ходовые вахты у действующих механихмов и т. д. Иногда и "развлекались", как например не пожарить иногда на ночной вахте, "неуставной  картофан" на ТЭНах? Не то чтобы хотелось кушать, на боевой кормили очень неплохо, просто в этом был свой кайф. приборка

Одно время из-за сильной жары (в столовой просто дышать нечем), поступила команда накрывать столы (баки) прямо на юте. Был натянут тент от солнца (оказывается, был давно заготовлен для таких случаев). После вечерней поверки на юте показывали кино. На стволы кормовой башни вешался экран, и киномеханик заводил свою шарманку. За боевую просмотрели много хороших фильмов, и не только из корабельных запасов, выданных еще в Владивостоке, часто подбрасывали свежие ленты с судов обеспечения флота, танкеров.

Каждая заправка от танкера на БС - это не только набить цистерны солярой, но и свежие продукты, почта (письма!), новые фильмы и конечно, банный день (даже если не суббота, все равно - "команде мыться и стираться!"), пресной воды - хоть залейся. Запасы пресной воды на 61 пр. невелики, опреснительная установка слабовата и быстро забивалась солью. Иногда приходилось жить в режиме жесткой экономии. Умудрялись постирать постель, тропичку и помыться в одном обрезе (ведре) пресной воды - конденсата из вентиляторной. Смывали мыло соленой водой, что даже полезно для здоровья.

Заправка от танкера на ходу

на заднем плане - заправляющийся СКР. БС 84-85.

Аден с птичьего полетаАден на карте

Аден в 1984 г

 

 

 

 

 

Аден - столица НДРЙ

Кроме боевой учебы и повседневной службы во время БС были визиты в порт Аден в столицу дружественного СССР Южного Йемена (НДРЙ).

Всего за боевую было три визита, правда, хронологии не сохранилось.

Аден

В порту Адена

Корабль вставал в порту Аден на бочках, сообщение с берегом - на катерах, продовольствие и воду доставляли местные баржи с матросами - арабами.

Вроде таким образом и подорвали в Адене 12 октября 2000г. американский эсминец Cole террористы. Подорванный эсминец ColeПодвели лодку со взрывчаткой под борт и рванули.

У нас же на БС по периметру корабля при любой стоянке выставлялись посты ПДСС (подводные диверсионные силы и средства) с АК-47 и гранатами. А с арабами и с Южным Йеменом Советский Союз тогда дружил.

Очень строгим был режим экологии в акватории порта, поэтому настрого была запрещена всякая откачка из трюмов и выбрасывание мусора за борт. Для корабля это было не очень здорово, баржа с пресной водойт.к. трюма постепенно заполнялись (до пайол) просочившейся водой, смешанной с трюмной грязью, а в кормовом гальюне в специально установленных бочках накапливалось немалое количество пищевых и прочих отходов, все это прело на жаре смердело – не подходи. Понятное дело, как только корабль выходил за пределы экологических запретов, из трюмов все откачивалось без лишних мук совести, а бочки с отходами опрокидывались за борт расходной командой, заткнувшей носы.

Но все равно, конечно, для экипажа любой заход в порт - это праздник.

Аден. Моряки "Способного" у таможни.

В лавке

Заморские товары

Во время каждого визита обязательно устраивались сходы личного состава на берег.

Все в советских традициях – по пять человек, старший – офицер, мичман финчасти выдавал местную валюту. Приятно волновала сама возможность ступить на заграничную экзотическую землю, в советское застойное время выпадавшая далеко не многим. Экскурсий для моряков никто не устраивал, в основном ходили по лавкам.

Супермаркетов в Адене не было, но даже ассортимент частных торговцев в лавках казался сказочным после советских магазинов. Офицеры покупали часы Orient и дубль-кассетные магнитолы Panasonic, их тогда и в «Березке» было купить оч-чень непросто. Моряки-срочники покупали дешевые сувениры, пляжные тапочки, ручки с часами, зажигалки. Денег давали немного - самое большое 6-7 динар и то не всем, а цены были бешеные - ручка с часами стоила 1,5 - 2 динара, пляжные тапочки типа "вьетнамок" - 1 динар.

Праздничная иллюминация

Культурная программа

Как то раз был визит был приурочен к празднику, не помню к какому, кажется к 23 февраля. Электротехнической группой БЧ-5 была устроена праздничная иллюминация - по периметру корабля были развешены лампочки, ночью эффектно очень смотрелось, примерно как на снимке из Севастополя (фото прислал А. Одайник).

Для советских специалистов, работавших тогда в Йемене, были организованы выступления самодеятельного хора и ансамбля "Способного". Можно было только позавидовать участникам хора, поездка в городок совспецов была, конечно интересной. Участники хора могли бы конечно много добавить к этой истории.

В. Л. ЛитаренкоАнсамбль БПК "Способный"

Самодеятельность

Cамодеятельные музыкальные традиции корабля довольно богаты. Все началось с приходом на корабль нового замполита - капитана-лейтенанта В. Л. Литаренко. Проводя все необходимые по тому времени мероприятия согласно планов политуправления, он находил время для разнообразия досуга экипажа. Что запомнилось: им лично была устроена поголовная проверка личного состава на музыкальные способности, т.е. наличие слуха – музыкального и умения играть на каких-либо инструментах. Из отобранных был собран хор и регулярно проводились репетиции, что поначалу вызывало у прочих разные эмоции – недовольство, зависть что кто-то может легально откосить от повседневных обязанностей. Были приобретены музыкальные инструменты и собрана музыкальная группа, исполнявшая песни советских ансамблей и композиторов.

катер прибыл на пляж

Сокотра

На Сокотре в выходные и в праздничные дни устраивались купания для личного состава. Группами, на рабочем катере, который не доходил до берега 10 – 20 м (мешали рифы и камни), потом прыгали в воду и добирались до пустынного берега. Великолепный пляж из белого чистого песка, омываемый бирюзовыми волнами Индийского океана.

Остров Сокотра вообще уникальное природное место. В то время там работала экспедиция, наверное АН СССР, и профессор, имя, к сожалению, не могу назвать, прочитал лекцию морякам о местной природе, когда члены экспедиции были в гостях по приглашению командования.

моряки БЧ-5 на пляжеБыли также и выезды офицерского состава на подводную охоту с ластами и масками на лангустов и за красивыми раковинами. житель о. СокотрыКораллы заготавливались, наверное, центнерами. В том же кормовом гальюне установили железную ванну и отбеливали там кораллы хлоркой, потом все это сушилось и разносилось по каютам.

 Местные жители (арабы) занимаются в основном рыболовством. Иногда они подходили на своих пирогах (зато мотор - "Yamaha") к борту корабля, просили обменять большие красивые ракушки, кораллы на солярку или тушенку.

Э. Глазунов на рабочем катере

острова Дахлак

Одной из задач БС был поход к островам Дахлак на базу ПМТО в Красном море. Какую конкретно задачу выполнял корабль, неизвестно. С борта корабля не было видно ничего, кроме пустынного каменистого берега, к кораблю подходила самоходная баржа, ходил на базу наш рабочий катер. Где-то недалеко шли боевые действия между эритрейцами и правительственными войсками Эфиопии, которым СССР помогал строить объявленный социализм (сейчас-то мы знаем, что ничего хорошего из этого не вышло).

Вот что вспоминает о Дахлаке Э. Глазунов:моряки БЧ-5 на о. Дахлак

"Я был крючковым на рабочем катере и мы ходили с офицерами на саму базу, что они там делали военная тайна (которую я не знаю) но на обратном пути произошёл забавный случай. До корабля оставалось ещё довольно прилично, когда рядом с катером всплыла черепаха, мы тогда ещё таких не видали - размером метра 1,5 -2. Наш комбат (командир зенитно-ракетной батареи №2 (корма) Каплунов Сергей начал уговаривать командира чтобы разрешил её пристрелить. Ему супчика черепашьего захотелось, но кэп замялся, не решался на применение оружия. А черепаха рядом с бортом катера как нарочно плывёт, метрах в трех. Офицеры тоже начали наседать на кэпа и он сдался. Так пока Каплунов пистолет доставал, она нырь под воду и с концами. Наш (комбат) чуть не позеленел от досады."

Также как и на Сокотре, как-то раз в выходной день моряки "Способного" побывали на пляже Дахлака (фото).

о-ва Абд-Эль-Кури и СокотраРабочий катер (барказ)

острова Абд-Эль-Кури

В качестве дружественной помощи южным йеменцам была осуществлена перевозка йеменских бойцов-пограничников на острова Абд-Эль-Кури. Вечером на ют корабля загрузилась колоритная группа, человек 50 молодых арабов в военной форме, некоторым с виду лет по 15 всего было, со своими командирами и пожитками. Прямо на юте свалили в груду их рюкзаки-аттестаты, разноцветные деревянные сундуки с навесными замками (у каждого был - наверное с личными вещами), поставили часового охранять эту груду. Для йеменских бойцов освободили кубрики БЧ-7 и БЧ-2 (личный состав ночевал на боевых постах). Вели себя они довольно странно. Забирались одетыми, с оружием, (автоматы гранатомёты в заводской смазке), это на чистые новые простыни, выделенные баталером (нам раз в год выдавали), жевали кат, мусор бросали просто вниз на палубу, курить правда выходили куда положено – на ют. Переход к островам занял одну ночь, высаживали их группами на несколько островов, на нашем рабочем катере.

Интересно, на одном из островов нами был замечен танк Т-34, на ходу – пылил-ехал по берегу и даже пальнул один раз из пушки не в нашу сторону, конечно.

Ловля поплавков

Где-то в районе Маллакского пролива по курсу часто стали встречаться какие-то поплавки. Боцман с одобрения командования решили зацепить кран-балкой один из поплавков по курсу корабля. Затея удалась – на ют вытащили двухметровую корзину-морду с уже пойманной рыбой, и не одну. Улов пошел на уху команде. Хозяева сеток наверное этого не видели, никто претензий не предъявлял:-)

Ложка дегтя

Корабль успешно выполнил все поставленные задачи и после 6-месячной БС возвращался домой, во Владик.

Уже в районе Корейского пролива на корабле произошло ЧП. Два матроса не поладили между собой (это мягко говоря), один другого - бачковым ножом (которым хлеб режут и масло мажут). Описание причин их неладов пока пропускаю, но тот, который нож в ход пустил, наверное испугался что зарезал насмерть и сиганул за борт - это на ходу корабля. Скорее всего его затянуло под винты. Три дня два корабля искали хоть что-то на поверхности воды, прочесывая район происшествия. по приказу, все матросы, свободные от вахт на верхней палубе тщетно всматривались в серые волны.

Все выполненные на "отлично" задачи БС пошли насмарку. Ясно было, что впереди бесславное возвращение во Владик, оргпериод и прочие мероприятия.

За дальний походКомандование приняло несправедливое и обидное решение вполне заслуженные значки «За дальний поход» экипажу "Способного" не вручать.

Моряки конечно находили способы раздобыть значки, даже делали самодельные, вполне приличные копии, и крепили их на форменку, считая, что вполне заслуженно имеют на это право. У дембелей "Способного" набор обязательных "наград" состоял из значков "1 класс",  "Отличник ВМФ", "15 лет БПК Способный" и больше всего ценился - "За дальний поход".

Лично я потом "ЗДП" покупал у береговых моряков (штабных водил) - за червонец, они могли достать настоящие. И правильно, что купил, так как значки за вторую боевую нашему призыву не суждено было получить - по причине позднего завершения БС - в конце июня (пока оформили, мы уже давно были дома).

Фильм о БС 84-85 гг.!

Во время той БС был снят фильм любительской 8-мм кинокамерой, под прикрытием замполита корабля. Вернее, у него была такая же камера и все киносъемки шли как бы его камерой и по его заданию. Благодаря этой небольшой хитрости мы можем вернуться на 20 лет назад! Смотрите кадры из фильма!

Hosted by uCoz