Начало службы, Русский остров

 

Что значит флотская служба? Многие слышали бодрые песни типа "И тогда нам экипаж - семья!", видели на улицах бравых моряков в бескозырках и морских офицеров с кортиками, смоторели художественные фильмы, некоторые даже бывали на экскурсии на боевых кораблях. Гораздо меньше людей посвятили свою жизнь службе на флоте, или попали туда по призыву на срочную службу.

Таким образом и мне представилась возможность иметь собственые впечатления о морской службе в 80-х годах, еще в СССР, на большом противолодочном корабле 2 ранга БПК "Способный" Краснознаменного Тихоокеанского Флота.

Призыв, учебка

В 1983 г. партия и правительство в связи со стратегическими соображениями отменило отсрочки для студентов ВУЗов. И вот, нас, призванных в конце июня 1984 по спецнабору после наспех сданых экзаменов за 2 семестр, закрутила, завертела военкоматовская рулетка – медкомиссия – контрольная явка - проводы в студенческой общаге. 27 июня 1984 г. со стадиона «Волга» в г. Куйбышеве (Самара) мы едем на областной сборный пункт в г. Сызрань, там 3 дня. В этой рулетке мне и еще 2 десяткам ребят выпало «черное» в виде молодого лейтенанта в черной форме морпеха («покупателя»), который «обрадовал» нас сообщением что мол, будете служить на Дальнем Востоке (ух ты!), 3 года (да-а...), на подводной лодке (просто шок!):-))

Дальше: Ту-134, рейс Курумоч – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Хабаровск. с посадками в Новосибирске, Иркутске, … 2 дня ехали в общем вагоне на пассажирском поезде из Хабаровска во Владивосток.

Прибыли в Владивостокский флотский экипаж КТОФ. Перед размещением в казармы – баня с процедурой «прожаривания» одежды. Вдоль казармы двухэтажные деревянные нары в три ряда, но народа все равно явно больше, чем надо. Старшина командует: всем лечь на нары! напра-во!  Места заметно прибавляется! Затем с помощью трехэтажного мата и совковых лопат утрамбовывают кто еще не поместился и результат достигнут. Еще запомнился местный гальюн, где без противогаза можно было вытерпеть не более минуты.

Медкомиссия: не совсем трезвый здоровенный мичман почти всем пишет в карточке «годен к ПЛ». Мысли – на лодках большой недобор, всех туда? Как впоследствии оказалось, не всех. Экипажные моряки выменивают у нас более-менее приличную гражданскую одежду на обноски – все равно выбросишь!, объявлениям, что можно отправить посылкой домой, никто не верит. Питаемся слухами от местных моряков: «попадешь в учебку на Русский остров – кранты». Наступил день, переоделись в морскую форму, ощущения – кто служил, знает. Если для одетых по гражданке были кое-какие вольности, относительно «никто не трогал», после переодевания все моментально стали «духами» со всеми вытекающими. Тут же разбили по ротам, развели на хозработы кого куда. Один положительный момент – каждому досталось личная койка уже в другой, нормальной казарме. Правда мне поспать на ней не пришлось – вечером направили в наряд на камбуз, где впервые "понюхал службу", первый раз получил «по фанере». Сначала попал в хлеборезку, Ночью кок жарил камбалу на пол-экипажа, помогал ему, спать почти не пришлось. Рано утром экипаж поднялся по тревоге - на учения, предварительно позавтракав этой жареной камбалой. На следующий день наши роты вчерашних призывников распределили и отправили по учебкам.

Жизнь на острове Русский

Попадаем в учебку на «страшный» Русский остров, в в/ч 75925(?-№ уже точно не помню) ШМиП (школа мичманов и прапорщиков). Электричка, затем паром Владивосток – Русский остров. Пеший переход от причала до пункта назначения превратился в ночной марш-бросок в неизвестность, т.к. сопровождающий лейтенант не знал дороги и свернул не в ту сторону, прикомандированные старшины тоже были не местные. Плутали по острову всю ночь, устали как собаки, пили воду из луж. Прошли за ночь наверное весь Русский остров, и на рассвете вымотанные, упали на плацу ШМиП хромые с кровавыми мозолями. Зато новые ботинки разносились.

Потом – «курс молодого бойца» 45 суток. В первые же дни истратили в чипке последние рубли и копейки на печенье и лимонад. Строевые занятия, копание канав, борьба со сном на занятиях по изучению уставов, постоянное недоедание, почти голод. Из развлечений – по субботам кино в клубе, где запрещалось спать, но некоторые умудрялись «торчать» с открытыми глазами. Запомнилось, как-то удалось слинять с хозработ, накопать немного и запечь молодой картошки с огорода местных жителей. Еще эпизод - как попали на погрузку-перевозку продуктов на камбуз со складов, как ехали в открытом кузове "газона" и пили на ходу сырые яйца из коробок. К концу "курса МБ" повезло попасть на несколько дней в столовую сервировщиком, относительная свобода, и с пожрать полегче. Однажды, копая канаву, ребята нашли 2 бутылки водки, зарытые кем-то давно - этикетки облезли. Одна была разбита лопатой, другую выпили после обеда, а закуску мы, сервировщики, обеспечили.

Евгений Гришковец, который служил на флоте в те же годы и также был в учебке на Русском острове, написал пьесу "Как я съел собаку". Учебка на о. Русский описана довольно точно, хотя и несколько своеобразно.

К сожалению, пока полное отсутствие фотографий ШМИП на о. Русский тех лет. Понятно, режим секретности не позволял тогда щелкать все подряд. Но, если память не подводит, в день присяги кто-то снимал это событие, так что я не оставляю надежду.

Есть современные фотографии с одного владивостокского сайта, где ребята устроили автопробег по Русскому острову и засняли несколько знакомых видов, вот эти снимки:

Вид на Владивосток

Слева - вид на Владивосток с берега недалеко от ШМиП, этот маяк на острове врезался в память.

 

 

 

Справа - наша казарма, где в 1984 г. мы скоблили паркет битым стеклом и постигали азы флотского быта.

Казарма

Учебный корпус

Учебный корпус,

Учебный корпус

в котором мы учили уставы и еще чего-то,

Учебный корпус

мало что от него осталось...

Еще в учебке мы впервые услышали рассказы о службе на кораблях, о морских походах, дальних странах. Старшинами учебных рот были откомандированые с кораблей (старшиной нашей роты был старшина 2 статьи с БПК «Способный», сам с Казахстана, как звать не помню, по-русски его звали Женя). В рассказах мелькали экзотические слова Сингапур, экватор, Коломбо, Камрань. В советское время, когда поездка в ближайшую соцстрану типа Болгарии была счастьем, о такой экзотике никто и не мечтал.

Береговые же моряки пугали: вот попадешь на «коробку», мол, узнаешь. Про себя  же я думал, ну раз моряк, так должен служить на корабле, ходить в моря, а иначе какой-то ты моряк неполноценный, если в море не бывал?

Перед присягой мы выстрелили по 5 патронов из АК-47 на стрельбище, на следующий день одели первый раз форму 2 и торжественно присягнули. К кому-то из местных даже родители приезжали (кажется, они и фотографировали). На другой день - распределение по кораблям и частям. 10 -15 человек с нашей учебки попадают вместе со мной на БПК «Способный».

На корабль

Обратный паром во Владик, прибываем на 33 причал и там узнаем, что Способный на выходе в море. Всю нашу команду отправляют в Дальзавод на ремонтирующийся БПК «Одаренный» (тоже 61 пр.) – это был первый боевой корабль, где мы получили представление что такое кубрик, малая приборка с мылом, вечерний чай с сухарями и прочие особенности корабельной жизни. На следующий день - пеший переход в бухту Стрелок, куда ненадолго встал «Способный». Запомнилось еще, в тот день на корабле морили тараканов. Поэтому первая ночь на корабле прошла на выгородке кормовой трубы, куда нас разместил ком.отд. кормовых машинистов Леха Дериглазов. Утром распределили нас по боевым частям, по отделениям. Я попал в БЧ-5 (электромеханическая боевая часть), электриком слабого тока, в заведовании было электрооборудование ГТУ кормового машинного отделения.

Немного позже узнаем, что корабль в ближайшие месяцы собирается на БС. Но это уже, как говорится, немного другая история.

Hosted by uCoz