Боевая служба 1986 - 1987 гг.
БПК "Способный" 1986 г. |
|||
2 декабря 1986г. на 33 причале были - торжественные проводы корабля на боевую службу. Волнующие последние минуты во Владивостоке, марш «Прощание славянки», отдающие честь корабли - все это запало в память навсегда. Никто и не предполагал тогда, что «Способному» уже не суждено вернуться во Владик. Вышли в бухту Патрокл., встали на якорь. Утром – приготовление к бою-походу и в в 16:58 дали ход.
На снимках - последние минуты во Владивостоке |
|||
10 декабря прибыли в Камрань, корабль вошел в состав местной 17-ой оперативной эскадры. Этот снимок базы Камрань сделан со спутника в декабре 1986г. Могу утверждать, что тогда кроме "Способного" другого БПК 61 пр. там не было. Таким образом, корабль на якорной стоянке в левом верхнем углу снимка и есть БПК "Способный". «This image was reportedly made in December 1986. It appeared in Aviation Week and Space Technology in early 1987. The image, according to AW&ST includes " a Foxtrot diesel-powered attack submarine and an Echo nuclear powered cruise missile attack submarine tied up alongside deep-water piers. Also included are a Kashin-class destroyer and a Grisha-class frigate anchored offshore.” (из журнала Aviation Week and Space Technology 1987 г.) |
|||
В Камрани экипажу вновь прибывшего корабля был устроен ... строевой смотр. Строевая подготовка вобще-то никогда не была приоритетной на корабле. Да и где там помаршируешь? Со времен учебки много времени утекло... А здесь – свой вьетнамский утоптаный плац. Короче, строевая подготовка экипажа местному командованию не понравилась, был устроен оргпериод, во время которого в обеденный перерыв, а в южном Вьетнаме в это время самая жара, мы потели на строевых занятиях. На корабль были возложены и другие местные служебные обязанности. Например, с корабля выделялись по графику офицер и два моряка для ночного патрулирования базы, вооружженные АК с двумя магазинами. Как-то раз ночью участвовали в очень срочной прокладке какого-то кабеля с криками и матами местных начальников. |
|||
на американском причале |
расходное подразделение |
забор вокруг базы |
сзади на причале - новогодняя "елка" |
Новый 1987 год встретили на причале. Там же Был концерт, потом праздничный ужин с пельменями, которые по традиции на весь экипаж налепили дембеля, то есть наш призыв. На следующий день - отдых на пляже. |
|||
концерт ВИА "Способный" |
командиры на концерте |
кому подарки? |
личный состав на концерте |
На пляж шли пешком, по дороге разглядывая местную природу и достопримечательности. |
|||
БЧ-5 у остатков храма |
БЧ-2 там же |
вброд к пляжу |
|
Этот новый год запомнился на всю жизнь, тем более что это был дембельский год, последний год службы |
|||
1 февраля 1987 - вышли из Камрани. 4 февраля прошли Сингапурский пролив. Прохождение Сингапура отличалось от прошлой боевой тем, что телевизоры не отобрали и экипаж почти целый день упирался в черно-белые экраны без звука (формат Д/К!), в заморскую жизнь с телесериалами и рекламой. |
|||
Проходим Сингапур. Качество снимков, конечно, не очень... |
Очень много разных судов и кораблей |
любопытных тоже хватает.. |
вот он уже ближе. снимает нас, мы его. |
6 февраля - заправка от танкера «Ахтуба»
|
|||
Американский сигнальный буй | |||
15 февраля - Аравийское море, встали на рейд острова Сокотра. Вошли в состав 8 ОПЭСК. Комсомольских активистов и младших командиров собрал политработник из 8 ОПЭСК и рассказал про перестройку и гласность, новый курс партии, мы об этом тогда еще ничего не знали. |
|||
Кроме боевых будней,
тренировок и учений были выходы на шлюпке, концерт самодеятельного ВИА 23
февраля, |
|||
Ну и конечно, шикарный пляж на берегу Сокотры |
|||
С марта по май 1987 г. - Персидский залив. БПК "Способный" выполнял задачи по проводке караванов советских судов. В то время иранские катера останавливали и осматривали проходящие суда в поиске военных грузов для Ирака. Наш корабль как раз сопровождал советские сухогрузы, доставлявшие грузы по линии ГИУ ГКС, и досмотр этих судов нельзя было допустить. Однажды случился инцидент и с нашим караваном. Наперерез конвою вышли иранские катера. На БПК сыграли боевую тревогу, строй кораблей перестроился из кильватера в ряд, чем оттеснили катера от каравана. Арт.батареи развернули башни, навели стволы на иранцев. Те сбросили ход, выбежали на палубу, замахали руками, типа "мы больше не будем" и отстали. Еще обычно бывало, когда шли обратно к точке встречи судов в Ормузском проливе, рядом пристраивались громадные японские супертанкеры, полные нефти и шли фактически под нашим прикрытием. Об этих славных делах было напечатано в газете "Красная звезда", правда гораздо позже, чем происходили эти события - статьи ст.лейтенанта В. Нестерова и контр-адмирала Р.Паромова. |
|||
Свидетельство "танкерной войны" – затопленный танкер |
Иранский катер | Иранский катер ближе | сухогруз "Вера Хорунжая" |
В Персидском заливе запомнились песчаные бури, когда корабль покрывался тонким слоем пыли и песка с наветренной стороны, потом отмывали по большой приборке. Встречи с американскими и прочими кораблями других стран. Однажды рано утром фрегат USS "Reid" (FFG 30) медленно прошел примерно в 50 метрах от дрейфующего в точке "Способного". В то время дежурный офицер поднимал старшинский состав на 30 минут раньше, обычно все тянулись на верхнюю палубу строиться с большой неохотой. В этот раз, когда сверху крикнули "Американец рядом!", через минуту все, кому надо и не надо были уже наверху. На американском юте стояли двое, один был черный, помахал нам рукой. "Захождение", как обычно при встрече с военными кораблями, не играли. Тут как раз сыграли подъем команде, минут через 15 мы услышали сигналы побудки с "Reid". (см. снимки ниже - сделаны именно в то утро). |
|||
USS Reid (FFG 30) |
USS Reid (FFG 30) |
DDG-21 USS Cocrane |
USS Rentz (FFG 46) |
американец |
англичанин |
француз |
местные рыбаки |
Запомнилась еще доносящаяся издалека канонада - по вечерам, когда корабль дрейфовал в точке и экипаж смотрел кино на юте, - рядом шла ирано-иракская война. Иранские катера "стражей исламской революции" обстреливали реактивными снарядами и из стрелкового оружия незащищенные суда, минировали морские пути. 16 мая 1987 г. в заливе подорвался советский танкер “Маршал Чуйков”. МТЩ "Заряд" провел Чуйкова до территориальных вод Кувейта. Через 3 часа, примерно около 20.00 было получено сообщение, что тот подорвался на мине. С пробоиной, своим ходом он дошел до порта назначения. На другой день, 17 мая 1987 г. случился инцидент с американским фрегатом “Старк”, который получил серьезные повреждения после попадания в него двух противокорабельных ракет “Экзосет” выпущенных "по ошибке" с иракского “Миража”, что привело к гибели 37 и ранению 21 члена экипажа. Ошибиться они могли не только по американцам. Вот такая серьезная была обстановочка. Подробнее о "танкерной войне" в Персидском заливе можно почитать здесь - http://alerozin.narod.ru/pers.htm. |
|||
Обычного захода в Аден не состоялось, наверное из-за январских событий 1986 года, когда там стрельба была. Видимо как компенсация - за 6 месяцев ни одного захода в порт (ВМБ Камрань на в счет), с 3 по 5 июня 1987 г. "Способный" совершил деловой визит в порт Джибути (Северная Африка). Жарко там было, до +45. Встали у стенки возле навеса с какими-то контейнерами. В программе была торжественная встреча советского консула на борту корабля, с ротой почетного караула в белых перчатках, с аксельбантами и пр. Консул наверное слегка обалдел от такого приема. В роту отобрали самых высоких и месяц перед визитом тренировались брать "на кураул!" карабины со штыками. Потом были "экскурсии" по местным магазинам и рынкам. Дефицитными тогда шмотками экипаж там упаковался почти полностью. За неимением своих снимков - фото визита в Джибути примерно в те же времена БПК "Таллин". Джибути - не только порт, еще французская военная база. Рядом стояли французские военные корабли. Недалеко постоянно околачивались несколько ихних вояк, просто сидели или играли во что-то типа крикета. Еще они искали на "Способном" крылатые ракеты. |
|||
6 июня вошли в Красное море. За те дни пока шли до Суэца, температура воздуха упала от +45 до + 35, на корабле началась эпидемия простуды, все чихали и кашляли. Во время перехода запомнились факела нефтяных платформ, красиво смотрелись ночью. 12 июня 1987 – прохошли Суэцкий канал. По берегам Суэцкого канала - ржавые обгоревшие танки, разбитые орудия, укрепления, военные посты - следы недавней войны. У меня как раз сломался мой "Зенит" - расклеились шторки от жары на Сокотре. Поэтому своих фоток нет, вот что нашел в интернете. |
|||
Вышли в Средиземное море, встретились в точке с Средиземноморской эскадрой ВМФ СССР и пошли дальше. 19 июня 1987 прошли Босфорский пролив, посмотрели на турецкий берег, на Стамбул - бывший Константинополь. Входили в Босфор утром, был туман, поэтому снимки нечеткие. |
|||
Вышли в Черное море, ДМБ все ближе... 22 июня 1987 встаем к стенке в бухте г. Севастополь |
|||
Выход на ходовые испытания со спецами – перед постановкой в завод, давали максимальный ход. Томительное ожидание дембелями доставки документов из Владика. И вот - построение без 5 минут "гражданских" (одетых уже в "гражданку"), прощание с кораблем. Это было 27 июня 1987, ровно 3 года назад я прибыл в военкомат "с вещами" - 27 июня 1984г. :-). Этот день мы навсегда запомнили. И еще как Зёма (Олег Земляков) первый с трапа слетел и как орал что он первый в 87 году на дембель сошёл, как попёрли напролом через забор училища подводников и как у них на вахте шары повылазили когда мы стали проходную всей оравой проходить! :-) Через три дня я уже был дома... |