Боевая служба 1986 - 1987 гг.

БПК "Способный" 1986 г.

Последние минуты во Владике

фото Vanja Peshkov2 декабря 1986г. на 33 причале были - торжественные проводы корабля на боевую службу. Волнующие последние минуты во Владивостоке, марш «Прощание славянки», отдающие честь корабли - все это запало в память навсегда. Никто и не предполагал тогда, что «Способному» уже не суждено вернуться во Владик. Вышли в бухту Патрокл., встали на якорь. Утром – приготовление к бою-походу и в в 16:58 дали ход.

 

На снимках - последние минуты во Владивостоке

Камрань из космоса

10 декабря прибыли в Камрань, корабль вошел в состав местной 17-ой оперативной эскадры.

Этот снимок базы Камрань сделан со спутника в декабре 1986г. Могу утверждать, что тогда кроме "Способного" другого БПК 61 пр. там не было. Таким образом, корабль на якорной стоянке в левом верхнем углу снимка и есть БПК "Способный".

«This image was reportedly made in December 1986. It appeared in Aviation Week and Space Technology in early 1987. The image, according to AW&ST includes " a Foxtrot diesel-powered attack submarine and an Echo nuclear powered cruise missile attack submarine tied up alongside deep-water piers. Also included are a Kashin-class destroyer and a Grisha-class frigate anchored offshore. (из журнала Aviation Week and Space Technology 1987 г.)

  В Камрани экипажу вновь прибывшего корабля был устроен ... строевой смотр. Строевая подготовка вобще-то никогда не была приоритетной на корабле. Да и где там помаршируешь? Со времен учебки много времени утекло... А здесь – свой вьетнамский утоптаный плац. Короче, строевая подготовка экипажа местному командованию не понравилась, был устроен оргпериод, во время которого в обеденный перерыв, а в южном Вьетнаме в это время самая жара, мы потели на строевых занятиях.

На корабль были возложены и другие  местные служебные обязанности. Например, с корабля выделялись по графику офицер и два моряка для ночного патрулирования базы, вооружженные АК с двумя магазинами. Как-то раз ночью участвовали в очень срочной прокладке какого-то кабеля с криками и матами местных начальников.

на причале

на американском причале

расходное подразделение

Камрань

забор вокруг базы

на заднем плане - новогодняя "елка"

сзади на причале - новогодняя "елка"

Новый 1987 год встретили на причале. Там же Был концерт, потом праздничный ужин с пельменями, которые по традиции на весь экипаж налепили дембеля, то есть наш призыв. На следующий день - отдых на пляже.

Новогодний концерт

концерт ВИА "Способный"

Командиры

командиры на концерте

Дед мороз и Снегурка

кому подарки?

на концерте

личный состав на концерте

На пляж шли пешком, по дороге разглядывая местную природу и достопримечательности.

скалы Вьетнама БЧ-5

БЧ-5 у остатков храма

БЧ-2

БЧ-2 там же

вброд к пляжу

Камрань, пляж, Новый год Камрань, пляж, Новый год Камрань, пляж, Новый год Камрань, пляж, Новый год

Этот новый год запомнился на всю жизнь, тем более что это был дембельский год, последний год службы

100 дней №1       100 дней №2     100 дней до приказа – дембеля cфотографировались на баке.

1 февраля 1987 - вышли из Камрани.

4 февраля прошли Сингапурский пролив. Прохождение Сингапура отличалось от прошлой боевой тем, что телевизоры не отобрали и экипаж почти целый день упирался в черно-белые экраны без звука (формат Д/К!), в заморскую жизнь с телесериалами и рекламой.

Проходим Сингапур. Качество снимков, конечно, не очень...

Сингапурский пролив

Очень много разных судов и кораблей

Сингапурский пролив

любопытных тоже хватает..

  любопытный

вот он уже ближе. снимает нас, мы его.

6 февраля - заправка от танкера «Ахтуба»

 

заправка от танкера "Ахтуба"  
Американский сигнальный буй "Орион" с буем Боцман с буем Старпом с буем

15 февраля - Аравийское море, встали на рейд острова Сокотра. Вошли в состав 8 ОПЭСК.

Комсомольских активистов и младших командиров собрал политработник из 8 ОПЭСК и рассказал про перестройку и гласность, новый курс партии, мы об этом тогда еще ничего не знали.

Сокотра 1987 г. Сокотра 1987 г. Сокотра 1987 г. 23 февраля 1987 г.

Кроме боевых будней, тренировок и учений были выходы на шлюпке, концерт самодеятельного ВИА 23 февраля,
 волейбол на юте - мяч привязывали леской, и конечно, рыбалка.

Вахта ПДСС Рыбалка Улов Улов мелкий

Ну и конечно, шикарный пляж на берегу Сокотры

С марта по май 1987 г. - Персидский залив. БПК "Способный" выполнял задачи по проводке караванов советских судов. В то время иранские катера останавливали и осматривали проходящие суда в поиске военных грузов для Ирака. Наш корабль как раз сопровождал советские сухогрузы, доставлявшие грузы по линии ГИУ ГКС, и досмотр этих судов нельзя было допустить. Однажды случился инцидент и с нашим караваном. Наперерез конвою вышли иранские катера. На БПК сыграли боевую тревогу, строй кораблей перестроился из кильватера в ряд, чем оттеснили катера от каравана. Арт.батареи развернули башни, навели стволы на иранцев. Те сбросили ход, выбежали на палубу, замахали руками, типа "мы больше не будем" и отстали.

Еще обычно бывало, когда шли обратно к точке встречи судов в Ормузском проливе, рядом пристраивались громадные японские супертанкеры, полные нефти и шли фактически под нашим прикрытием.

Об этих славных делах было напечатано в газете "Красная звезда", правда гораздо позже, чем происходили эти события - статьи ст.лейтенанта В. Нестерова и контр-адмирала Р.Паромова.

затопленный танкер

Свидетельство "танкерной войны" – затопленный танкер

Иранский катер Иранский катер ближе сухогруз "Вера Хорунжая"

В Персидском заливе запомнились песчаные бури, когда корабль покрывался тонким слоем пыли и песка с наветренной стороны, потом отмывали по большой приборке. Встречи с американскими и прочими кораблями других стран.

Однажды рано утром фрегат USS "Reid" (FFG 30) медленно прошел примерно в 50 метрах от дрейфующего в точке "Способного". В то время дежурный офицер поднимал старшинский состав на 30 минут раньше, обычно все тянулись на верхнюю палубу строиться с большой неохотой. В этот раз, когда сверху крикнули "Американец рядом!", через минуту все, кому надо и не надо были уже наверху. На американском юте стояли двое, один был черный, помахал нам рукой. "Захождение", как обычно при встрече с военными кораблями, не играли. Тут как раз сыграли подъем команде, минут через 15 мы услышали сигналы побудки с "Reid".  (см. снимки ниже - сделаны именно в то утро).

USS Reid (FFG 30)

USS Reid (FFG 30)

DDG-21 USS Cocrane

USS Rentz (FFG 46)

американец

англичанин

француз

местные рыбаки

Запомнилась еще доносящаяся издалека канонада - по вечерам, когда корабль дрейфовал в точке и экипаж смотрел кино на юте, - рядом шла ирано-иракская война. Иранские катера "стражей исламской революции" обстреливали реактивными снарядами и из стрелкового оружия незащищенные суда, минировали морские пути.

16 мая 1987 г. в заливе подорвался советский танкер “Маршал Чуйков”. МТЩ "Заряд" провел Чуйкова до территориальных вод Кувейта. Через 3 часа, примерно около 20.00 было получено сообщение, что тот подорвался на мине. С пробоиной, своим ходом он дошел до порта назначения. На другой день, 17 мая 1987 г. случился инцидент с американским фрегатом “Старк”, который получил серьезные повреждения после попадания в него двух противокорабельных ракет “Экзосет” выпущенных "по ошибке" с иракского “Миража”, что привело к гибели 37 и ранению 21 члена экипажа. Ошибиться они могли не только по американцам. Вот такая серьезная была обстановочка.

Подробнее о "танкерной войне" в Персидском заливе можно почитать здесь - http://alerozin.narod.ru/pers.htm.

Обычного захода в Аден не состоялось, наверное из-за январских событий 1986 года, когда там стрельба была. Видимо как компенсация - за 6 месяцев ни одного захода в порт (ВМБ Камрань на в счет), с 3 по 5 июня 1987 г. "Способный" совершил деловой визит в порт Джибути (Северная Африка). Жарко там было, до +45. Встали у стенки возле навеса с какими-то контейнерами.

В программе была торжественная встреча советского консула на борту корабля, с ротой почетного караула в белых перчатках, с аксельбантами и пр. Консул наверное слегка обалдел от такого приема. В роту отобрали самых высоких и месяц перед визитом тренировались брать "на кураул!" карабины со штыками.

Потом были "экскурсии" по местным магазинам и рынкам. Дефицитными тогда шмотками экипаж там упаковался почти полностью. За неимением своих снимков - фото визита в Джибути примерно в те же времена БПК "Таллин".

Джибути - не только порт, еще французская военная база. Рядом стояли французские военные корабли. Недалеко постоянно околачивались несколько ихних вояк, просто сидели или играли во что-то типа крикета. Еще они искали на "Способном" крылатые ракеты.

Джибути с птичьего полета Фото Шевырева Ю Фото Шевырева Ю с французкими моряками

6 июня вошли в Красное море. За те дни пока шли до Суэца, температура воздуха упала от +45  до + 35, на корабле началась эпидемия простуды, все чихали и кашляли. Во время перехода запомнились факела нефтяных платформ, красиво смотрелись ночью.

12 июня 1987 – прохошли Суэцкий канал. По берегам Суэцкого канала - ржавые обгоревшие танки, разбитые орудия, укрепления, военные посты - следы недавней войны. У меня как раз сломался мой "Зенит" - расклеились шторки от жары на Сокотре. Поэтому  своих фоток нет, вот что нашел в интернете.

Суэц Постовой Эхо войны Суэцкий канал

Вышли в Средиземное море, встретились в точке с Средиземноморской эскадрой ВМФ СССР и пошли дальше.

19 июня 1987 прошли Босфорский пролив, посмотрели на турецкий берег, на Стамбул - бывший Константинополь. Входили в Босфор утром, был туман, поэтому снимки нечеткие.

везде эти катера! Стамбул Стамбул Стамбул, мост через Босфор

Вышли в Черное море, ДМБ все ближе...

22 июня 1987 встаем к стенке в бухте г. Севастополь

Емеля на дембель - фото Влада Угнивенко

Выход на ходовые испытания со спецами – перед постановкой в завод, давали максимальный ход. Томительное ожидание дембелями доставки документов из Владика.

И вот - построение без 5 минут "гражданских" (одетых уже в "гражданку"), прощание с кораблем. Это было 27 июня 1987, ровно 3 года назад я прибыл в военкомат "с вещами" - 27 июня 1984г. :-).

Этот день мы навсегда запомнили. И еще как Зёма (Олег Земляков) первый с трапа слетел и как орал что он первый в 87 году на дембель сошёл, как попёрли напролом через забор училища подводников и как у них на вахте шары повылазили когда мы стали проходную всей оравой проходить! :-)

Через три дня я уже был дома...

Hosted by uCoz