"Поющие фрегаты"
|
|
История создания В напряженной международной обстановке, во времена "холодной войны" Советский Союз принимал необходимые меры для обеспечения безопасности. Проектировались и строились подводные атомоходы, надводные корабли разных классов, способные подолгу действовать вдали от баз, оснащенные современным оружием и радиоэлектронным оборудованием. Задание (ОТЗ) для разработки проекта на СКР ПВО и ПЛО, проект которого в дальнейшем получил номер 61, было утверждено главнокомандующим ВМФ 14 марта 1956 г. Назначением корабля, в соответствии с ОТЗ, являлось: - противовоздушная оборона кораблей и транспортов в море от атак низколетящих самолетов и управляемых реактивных снарядов (крылатых ракет); - противолодочная оборона (ПЛО) кораблей и транспортов в море. Основные тактико-технические элементы будущего СКР ПВО-ПЛО были утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 30 апреля 1957 года. После этого начался этап эскизного проектирования. Разработка проекта поручалась ЦКБ-53 (ныне Северное ПКБ, город Санкт-Петербург), возглавил разработку главный конструктор проекта 61 Борис Израилевич Купенский, до этого-главный конструктор СКР проекта 50, а впоследствии главный конструктор атомных ракетных крейсеров пр.1144. Силовую установку проектировало конструкторское бюро С. Д. Колосова. |
Главные конструкторы (фото с сайта www.navarin.ru) |
Конструктивные особенности БПК 61 проекта существенно отличались от предшественников по составу вооружения, архитектуре, ходовым и маневренным качествам, гармонично сочетая все тактико-технические элементы корабля. Корпус корабля пр.61 проектировался гладкопалубным, с большой седловатостью, характерным подъемом верхней палубы к носовой части и более наклонным, чем у эсминцев проектов 30-бис, 56 и 57-бис, вытянутым "атлантическим" форштевнем. Исходя из необходимости обеспечения заданной высокой скорости хода, главный конструктор принял в проекте очень острые обводы (отношение длины к ширине 9,5) По длине корпус разделялся 14-ю главными водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков. Из них два отводились под ГТУ (носовое и кормовое машинные отделения). Корпус СКР предусматривался в проекте полностью сварным (за исключением района стрингерного угольника, где клепаное соединение сохранялось) из стали СХЛ-4 (10ХСНД). В целях снижения водоизмещения на корабле достаточно широко применялись изделия из алюминиево-магниевых сплавов (АМГ). Так, целиком из АМГ выполнена 90-метровая надстройка, мачты, трубы, выгородки и т.п. В то же время, районы расположения мачт, пусковых установок ЗРК, РЛС систем управления ЗРК и артустановок, а также ходовой пост выполнялись из стали. Это были первые в составе флота корабли с газотурбинной силовой установкой (ГТУ), что давало целый ряд преимуществ. Это значительно меньшая масса установки (удельная масса ГТУ - порядка 5,2 кг/л.с. против 9 кг/л.с. при паротурбинной установке), высокая маневренность, хорошие мореходные качества. Возможность быстрого пуска (из холодного состояния до холостого хода - не более 3 минут, далее до полной мощности и максимально возможного хода - еще 5 минут) и набора мощности из холодного состояния), высокая степень автоматизации и экономичность. Важная особенность - наличие сквозного (или "штормового") коридора в надстройке для обеспечения закрытого перехода личного состава практически по всем боевым постам внутри корабля. Развитая по длине надстройка 1-го яруса с двумя мачтами, двумя основаниями под антенные посты "Ятаган", двумя двойными V-образно расположенными дымовыми трубами, по одной паре над каждым из машинных отделений. Через расположенные в трубах специальные люки существует возможность быстро заменить агрегаты ГТЗА М-3 и ГТУ-6, что значительно облегчает проведение ремонтов. Расположение жилых и служебных помещений на корабле в основном было традиционным. Исключение составляли лишь размещение командных пунктов управления кораблем, главной энергетической установки, кают офицерского состава, коридоров и столовой команды, что было вызвано требованиями по противоатомной защите и сложной системой вооружения корабля. В соответствии с ТТЗ, главный командный пост (ГКП) размещался отдельно от ходового поста в основном корпусе корабля на нижней палубе. Находясь на ГКП, командир мог не только видеть всю надводную, воздушную и подводную обстановку, управлять кораблем, но и осуществлять управление практически всеми системами оружия. В ходовом посту с открытым мостиком остались только приборы управления кораблем для входа и выхода из базы, прохода в узкостях и швартовки. В отличие от кораблей с котлотурбинной установкой, из-за высокого уровня шума в машинных отделениях, управлять ГЭУ стало возможно только из постов дистанционного управления (ПДУ). Пост энергетики и живучести (ПЭЖ) выполнял контрольные функции по управлению ГЭУ. Более широко, чем ранее на кораблях проекта 61 было предусмотрено внедрение средств автоматизации и дистанционного управления, а также повышения их эффективности в обеспечении боевой живучести, непотопляемости и противоатомной защиты (ПАЗ) Система вентиляции и кондиционирования обеспечивала возможность несения службы в тропических и полярных широтах. Хотя по сравнению с другими поздними проектами для личного состава условия были не особо комфортные. Моряки стойко переносили "тяготы и лишения воинской службы" в кубриках без иллюминаторов (в кормовом - около 70 человек), принимали пищу в две очереди в душной столовой личного состава. Но даже эти условия по сравнению с предыдущими проектами кораблей, были шагом вперед. БПК 61 проекта по праву считаются этапными не только в советском, но и в мировом военном кораблестроении, а принятая в проекте 61 удачная схема ГТУ оказалась перспективной для кораблей классов эсминец и крейсер. |
Внешний
вид БПК 61 пр.
Внешний вид БПК пр. 61
Внешний вид БПК пр. 61МП и 61Э
Схема БПК 61 проект в разрезе
|
Вооружение, проекты модернизации Важная особенность БПК 61 проекта - это применение специально созданных ЗРК для решения задач ПВО. Зенитно-ракетное вооружение – два ЗРК типа "Волна" или М-1, каждый состоит из одной стабилизированной двухбалочной поворотной пусковой установки (ПУ) с системой подачи и заряжания типа ЗИФ-101, системы управления типа "Ятаган" и 16 ЗУР типа В-600. Артиллерийское вооружение - две спаренные универсальные 76,2-мм автоматические артустановки закрытого типа АК-726 с боекомплектом в 2400 унитарных патронов (скорострельность 90 выстрелов в минуту, дальность стрельбы 13000 м, по высоте 9000 м) и две системы управления огнем "Турель" с системами дистанционного наведения типа Д67-1. Торпедное вооружение - один наводящийся (поворотный) пятитрубный торпедный аппарат ПТА-53-61 (для стрельбы торпедами СЭТ-53 или 53-57) с системой ПУТС "Зуммер". Начиная с заказа С-1713 («Способный»), корабли серии стали оснащаться пятитрубными противолодочными торпедными аппаратами типа ПТА-53-1123/2 (эти ТА были демонтированы в ходе ремонтов с ПКР пр. 1123 «Москва» и «Ленинград»). Противолодочное вооружение - две реактивные бомбометные установки типа РБУ-6000 и две установки типа РБУ-1000 (боекомплект соответственно 192 РГБ-60 и 48 РГБ-10) и системы управления "Буря". На корабле предусматривалось временное базирование одного противолодочного вертолета типа "Ка-25" и возможность его дозаправки авиатопливом плюс авиабоезапас (5 противолодочных торпед ПЛАТ-1 или 20 бомб ПЛАБ-250115 или 20 ПЛАБ-100 или 285 ПЛАБ-МК плюс 54 радиогидроакустических буя типов "Баку" или "Чинара"). Корабль оснащался минными рельсами, расположенными на верхней палубе вдоль обоих бортов с минными скатами в кормовой части. На корабле проекта 61 предусматривалось наличие 2-х специальных минометов (ПУ) типа Ф-82-Т для создания помех работающим РЛС противника и атакующим крылатым ракетам с радиолокационными головками самонаведения (боекомплект-600 мин). Для обеспечения защиты корабля от акустических торпед предусматривалось его оснащение одним буксируемым охранителем типа БОКА-ДУ и размагничивающим устройством. Для обнаружения подводных лодок и выдачи текущих координат цели в систему приборов управления стрельбой бомбового вооружения предназначались корабельные поисковая гидроакустическая станция кругового обзора и целеуказания "Титан" и стрельбовая станция "Вычегда" (дальность обнаружения 15-20 каб. или порядка 3500 м). Обе станции монтировались в подкильном обтекателе. В процессе строительства и в ходе эксплуатации кораблей 61 пр. началась и модернизация. С 1966 г., вместо двух РЛС «Ангара», на корабли устанавливали по одной РЛС «Кливер» и «Ангара». В 70-х годах прошли модернизацию по пр. 61МП с размещением 4 ПУ ПКР П-15, новой ГАС «Платина» с подкилыюй и буксируемой антенной, заменой РБУ-1000 на четыре 30-мм автомата с двумя СУ «Вымпел-А» и повышением автономности плавания, БПК «Огневой», «Славный», «Стройный», «Смышленый» и «Смелый», а последний 20-й корабль этой серии («Сдержанный») был достроен сразу по модернизированному проекту 61М. «Проворный» подвергся модернизации в части замены УЗРК «Волна» на многоканальный ЗРК нового поколения и замены РЛС общего обнаружения на более современную (пр. 61Э). Во второй половине 80-х годов были разработаны планы по модернизации нескольких кораблей проекта 61, предусматривающие оснащение их более современным вооружением. Пять кораблей из состава Черноморского и Тихоокеанского флотов предполаналось подвергнуть более широкой модернизации по проекту 01090 (гл. конструктор А.Д.Шишкин) в интересах усиления противокорабельного вооружения и возмостостей обнаружения ПЛ. Проведение работ по модернизации возлагалось на Севастопольский Морской завод им. С.Орджиникидзе. На проведение работ на каждый корабль отводилось около двух лет. По завершении модернизации все корабли проекта 01090 предполагалось передать в состав Северного флота. Предполагалось оснащение пусковыми установками ПКР "Уран" и ГАС "Кайра" взамен демонтируемых кормовой артустановки АК-726, РЛС управления огнем МР-105 и обеих установок РБУ-1000. 1 января 1987 г. первым на модернизацию был поставлен БПК "Сметливый", плановый срок окончания работ - 3 марта 1989 г., вторым - 30 июня 1987 г. - прибывший из состава Тихоокеанского флота БПК "Способный" - срок завершения работ - 30 сентября 1989 г. Далее ожидалась постановка в завод кораблей серии в следующем порядке: БПК "Строгий" (КТОФ), БПК "Красный Кавказ", "Красный Крым" (оба ЧФ). Уже в процессе проведения работ было принято решение оборудовать его взамен ГАС "Кайра" комплекса нетрадиционных средств обнаружения ПЛ (проект 01091), для последующего проведения сравнительных испытаний. В связи с экономическими трудностями, последовавшими вслед за распадом СССР, модернизировать успели лишь "Сметливый", и то со значительным опозданием - в 1995 г. Работы на "Способном" не успели завершить, его отдали в счет долгов Севморзаводу, который продал его на слом частной индийской фирме. Планировавшаяся модернизация остальных кораблей по этому проекту не состоялась. |
ЗРК
"Волна" и "Турель"
Старт
ЗУР
с БПК пр.61, ближе - артустановка АК-726
Загрузка
торпед
в ПТА-53-61
Посадка
"Ка-25" на ВВП корабля. подкильный обтекатель с ГАС |
Энергетическая установка В автономных носовом и кормовом машинных отделениях размещалось по два ГТД с одним реверсивным редуктором, составлявших вместе главный турбозубчатый агрегат (ГТЗА) типа "М-3" мощностью по 36000 л.с. на вал. Также в машинных отделениях устанавливались по два газотурбогенератора ГТУ-6 мощностью 600 кВт каждый, и по одному аварийному дизель-генератору типа ДГ-200/П мощностью по 200 кВт. Общая мощность электроэнергетической системы корабля составляла 2800 кВт. Отсеки между машинными отделениями отводились под вспомогательные механизмы. В междудонном пространстве (протяженность второго дна по длине составляла порядка 80%) располагались цистерны для хранения топлива, пресной и котельной воды для вспомогательных котлов). Двухвальная энергоустановка суммарной мощностью 72000 л.с. обеспечивает движение с максимальной скоростью 35 узлов. Дальность плавания со скоростью 18 узлов составляет 3 500 миль. В качестве движителей - два четырехлопастных винта переменного шага. Корабли комплектовались двумя якорями Холла и одним полубалансирным рулем, активными успокоителями качки, котельной и опреснительной установкой, двумя холодильными машинами. Расход топлива на полном ходу - 612 кг/милю, на оперативно-экономическом - 266 кг/милю, число оборотов гребных валов на полном ходу - 300 об/мин. несмотря на установленную ТТЗ 18-узловую скорость экономического хода, командиры кораблей часто предпочитали ходить 22-24 узловым ходом, т.к. дальность плавания оставалась приемлемой для решения поставленных задач. По сравнению с кораблями, имевшими котлотурбинные установки, БПК пр. 61 имели сухие и относительно чистые трюмы (правда, это достигалось еще и стараниями л/с). Для уменьшению шума от ГТУ была разработана специальная система шумопоглощения, впервые широко применялись звукопоглощающие изоляционные покрытия. Главные и вспомогательные механизмы устанавливались на амортизаторах. В машинных отделениях управление ГЭУ производилось из постов дистанционного управления, совмещенных с электростанцией и ГРЩ. За характерный поющий звук работающих газовых турбин американские моряки прозвали БПК 61 пр. "поющими фрегатами" после первых же встреч в Средиземном море. Хорошо известна такая история… На одном из новых кораблей 61 проекта в одной из кают шум оказался совершенно непереносимым, напоминая мощное трубное гудение, причем на всех остальных кораблях в этом же месте ничего подобного не наблюдалось. Когда разобрались в причинах, оказалось, что кораблестроители на этом корабле нарушили технологию и установили фрагмент воздуховода, немного отличавшийся формой сечения от соседних участков. В результате в этом участке развивалась повышенная турбулентность и труба начинала «петь» гораздо громче, чем положено. Когда участок трубы заменили стандартным, повышенная шумность исчезла.
|
В
ПДУ кормового машинного оделения
на
"стенке" -
главные движители корабля
|
|
|
Использованы материалы: - из книг "Гончие океанов (История кораблей проекта 61), В.П.Заблоций, В.В.Костриченко", "Поющие фрегаты" серии "Морская коллекция", журналов "Техника-молодежи", «Судостроение». - сайтов www.airbase.ru, vmk.vif2.ru, www.russianwarrior.com, www.wunderwaffe.narod.ru. Выражаю благодарность всем авторам! |