История БПК "Способный"

 

БПК "Способный"

Одна из первых фотографий начала 70-х годов

 

  *** Процесс сбора информации о БПК «Способный» продолжается. На этой странице то, что удалось найти на текущий момент:

Начало

Итак,  заложен  корабль был 10 марта 1969 г. на заводе им. 61 коммунара (г. Николаев), заводской номер С-1713. Сдан флоту в 1971 г. Интересный факт - серийный большой противолодочный корабль проекта 61 тогда стоил для государства 17,4 млн. рублей.

После завершения строительства корабль (бортовой № 522) был включен 27 октября 1971 года в состав КТОФ. 15 февраля 1972 г. (командир - кап. 3 ранга Г. Кудрявцев) корабль вышел из Севастополя  и начал переход к месту постоянного базирования во Владивосток вокруг мыса Доброй Надежды. По пути - несколько месяцев БС в Индийском океане. По завершении перехода "Способный" прибыл в бухту Абрек п.Тихоокеанский и 26 августа 1972 года вошел в состав 175 бригады ракетных кораблей КТОФ.

КТОФ, служба корабля в 70-е годы.

БПК "Способный" базировался в заливе Стрелок, на пирсе №3, вместе с КРУ "Адмирал Сенявин", БПК "Одаренный", РКР "Варяг".

Боевая служба «Способного» (в/ч 26823) протекала у берегов Японии, в Тихом и Индийском океанах. Корабль больше 2-х месяцев у стенки не стоял, участвовал в учениях, стрельбах, обеспечивал испытания атомных ракетоносцев, многие другие задачи.

С 1972 по 1975 гг. участвовал в 3-х БС, каждая по полгода. Ходил к островам Гуам, на Сокотру, в Йемен (порт Аден). С ноября 1972 по май 1975 г. командир корабля -кап. 3 ранга Колесников А.А.

В ноябре 1972 - бортовой №561.

10 июля 1973 г. переписали бортовой номер на №109 и на следующий день 11 июля корабль вышел в поход в Филипинское море к острову Гуам,  для участия в противолодочной операции в Филипинском море. Шли через Сангарский (Цугару) пролив. До выхода в Тихий океан тянули на буксире дизельную подводную лодку. Там же попутно проводились испытания буксируемой ГАС (возможно, этот факт и стал причиной того что в последствии при модернизации Способному изуродовали корму). Вернулись в базу 30 августа 1973г.

2 ноября 1973 г. БПК "Способный" (бортовой № 109) вышел на БС в Индийский океан.

17 - 27 декабря 1973 года - официальный визит в Порт-Луи (остров Маврикий), в составе отряда кораблей с КРУ «Адмирал Сенявин» и ПЛ пр. 641, под флагом 1 зам. командующего ТОФ контр-адмирала Маслова В.П.

7 января- 14 января 1974 г. - заход в порт Аден с рабочим визитом.

9 февраля - 15 февраля 1974 г. БПК "Способный" в составе отряда боевых кораблей во главе с КРУ «Адмирал Сенявин» заходил с  рабочим визитом в Бомбей (Индия).

7 марта 1974 г. корабль вернулся в базу. В конце апреля 1975 г. бортовой номер сменился на №544.

По насыщенности событиями, службу в те годы моряки вспоминают как один беспрырывный выход в море. У стенки практически корабль не бывал - только за топливом, даже продовольствие часто принимали в море.

С 25 по 30 августа 1976 г. - официальный визит в порт Ванкувер (Канада), в составе отряда кораблей (БПК "Гневный", танкер "Илим"), под флагом командира 10 ОПЭСК контр-адмирала Варганова В.Ф. Вот что  интересного пишут об этом визите американцы :

"17 августа 1976 Канадский Флот обнаружил затонувшую советскую ракету около Ванкувера, Crescent Beach,  но не смог ее поднять. Премьер-министр Трюдо, не сотрудничая тогда с Правительством Соединенных Штатов, вызвал советского посла Николая Макарова в Оттаве и официально потребовал, чтобы Советский Союз сам прибыл и забрал ракету.

И они это сделали. 25 августа Ванкувер посетили три советских судна - два эсминца, Способный и Гневный, и танкер Илим. Контр-адмирал Владимир Варганов прибыл на борту одного из судов, используя этот визит «доброй воли» как прикрытие. На следующий день канадские водолазы убедились, что ракета отсутствует." 

(мой перевод с англ.) по ссылке: http://www.peterbeter.host.sk/docs/all/dbal16.htm

В начале 1977 г. корабль встал в Дальзавод, 26 августа того же года участвовал в контрольном противолодочном учении во взаимодействии с авиацией и ПЛО.

1979 г. - БПК «Способный» вместе с другими кораблями эскадры КТОФ: КРУ «Адмирал Сенявин», РКР «Адмирал Фокин», БПК «Василий Чапаев» и «Строгий» оказывает помощь Вьетнаму во время вооруженного конфликта с КНР.

Порт-Луи, Маврикий

У стенки в Порт-Луи, 1973 г.

 

БПК Способный, 1975 г.

1975 г.

 

"в морях" 

В походе

КТОФ, служба корабля в 80-е годы.

1982 г. - БПК "Способный" вошел в состав 201 бригады противолодочных кораблей КТОФ, базировался на 33 причале, в центре г. Владивостока.

В 1982 г. корабль (бортовой № 544) дважды выходил в Японское море осуществляя слежение за американскими кораблями.

В 1982 г., с 9 по 13 июня - официальный визит в п. Коломбо (Шри Ланка) в составе ОБК 8-й ОПЭСК ВМФ (СКР "Грозящий" и танкер "Печенга") под командованием зам.командира 8-й ОПЭСК ВМФ контр-адмирала Семенова Г.И. (Хронология взята из разных источников, возможны расхождения)

С 17 декабря 1982 г. по 23 июня 1983 г. - БС в Индийском океане, корабль с бортовым № 544. Осуществлены заходы на базу в п. Камрань (СРВ), в п. Коломбо (о. Цейлон - Шри Ланка), п. Аден (НДРЙ - Южный Йемен).

Во время визита в порт Аден доставили туда несколько моряков-связистов, которые потом там служили 3 года при нашей военной миссии. Интересно, что в 1985 г. БПК "Способный" вез этих моряков обратно из Адена, уже на дембель.

В марте 1983 г. корабль участвовал в операции по эвакуации приводнившегося в Индийском океане аппарата "БОР-4", прототипа космического корабля "Буран" (официальное название "Космос-1445"). Аппарат 16.03.1983 г. приводнился в Индийском океане в 556 км южнее Кокосовых островов после одновиткового полета по орбите, эвакуация происходила под наблюдением австралийских разведывательных самолетов.

В 1983 г. БПК "Способный", (как и другой БПК 61 пр. КТОФ "Одаренный") выходил к месту падения сбитого южнокорейского Боинга «рейс 007».

С 26 марта по 23 апреля 1984 г. - короткая БС во Вьетнаме, выполнение задачи по обеспечению буксировки аварийной АПЛ в п. Камрань, потом возвращение во Владивосток.

С 23 октября 1984 г. по 1 июля 1985 г.  - БС в Индийском океане. Корабль (бортовой № 505) нанес 3 визита в порт Аден (Йемен), нес боевое дежурство у о. Сокотра, Абд-Эль-Кури, Пирим (НДРЙ),  выполнял задачи в Баб-эль-Мандебском проливе и на о-вах Дахлак, Нотра (Эфиопия). Итоговая оценка выполнения задач - "хорошо".

В 1985 г. корабль справил свой 15-летний юбилей. Во время нахождением корабля на ремонте в Дальзаводе, по инициативе командования корабля, был выпущен памятный значок, который вручили всем морякам "Способного".

1985 г. - После выхода из завода корабль выходил в Японское море на слежение за авианосцем RANGER (бортовой №61), каждую ночь развивая максимальный ход, в погоне за пытающимся уйти от преследования противником.

Всего на КТОФ с начала 80-х годах находилось четыре "61-х проекта": БПК «Одаренный», «Строгий» и «Способный», и на консервации БПК «Стерегущий». Корабли этого типа эксплуатировались с повышенной нагрузкой. К середине 80-х годов «Способному» потребовался капитальный ремонт. В 1986 г. было принято решение отправить его на Севморзавод в Севастополь на средний ремонт с модернизацией, а «по дороге» выполнить задачи БС, как впоследствии оказалось, последней.

БС 1986 - 1987 гг. началась утром 2 декабря 1986 г., когда под марш "Прощание славянки" корабль (бортовой № 505) покинул 33 причал порта Владивосток, встал на рейд бухты Патрокл. Дали ход в 16:58.

С 10 декабря 1986 г. по 1 февраля 1987 г. вошел в состав 17-ой оперативной эскадры с базированием в порту Камрань (Вьетнам).

4 февраля 1987 г. прошел Сингапурский пролив. 

15 февраля 1987 г. в Аравийское море встал на рейд о.Сокотра, где вошел в состав 8-й (Индийской) оперативной эскадры ВМФ СССР.

С марта по май 1987 г. включительно обеспечивал прохождение караванов советских судов в Персидском заливе.

3 - 5 июня 1987 – деловой визит в п. Джибути, почетный караул при встрече советского консула, покупки в местных лавках и магазинах.

12 июня 1987 – прошел Суэцкий канал

19 июня 1987 – прошел Дарданеллы и Босфор

21 (22) июня 1987 – прибыл в Севастополь.

33 причал

Владивосток, 33 причал

 

БПК Способный, 1982 г. фото Костриченко

1982 г.

 

значок

Значок
"15 лет БПК Способный"

 

БПК Способный в последние годы службы

 

 

Памятник погибшим кораблям

Севастополь, памятник погибшим кораблям

 

Севастополь, Севморзавод, 80 - 90-е годы.

16 июля 1987 года корабль (бортовой № 578) был временно передан в состав Краснознаменного Черноморского Флота.

30 июня (30 июля - по другим источникам) 1987 года корабль встал в Севастопольский Морской завод им. С.Орджиникидзе для ремонта и модернизации по проекту 01090 с последующей передислокацией на Краснознаменный Северный Флот, и вошел в состав 63-й бригады ремонтирующихся, экспортных и модернизирующихся кораблей (БРЭМК).

Уже в период проведения работ было решено расширить их по сравнению с базовым проектом модернизации (проект 01091), с размещением в экспериментальных целях в кормовой части корпуса новейшего неакустического комплекса обнаружения ПЛ четвертого поколения, с буксируемыми антеннами на разных уровнях воды. Проект перестройки предусматривал демонтаж кормовой артиллерийской установки и размещение гидроакустического комплекса в специальном помещении на месте кормовой ВПП с двумя бортовыми свесами (спонсонами) для спуска буксируемых антенн.

К моменту распада СССР ремонт и модернизация корабля были завершены более чем на 70%, но дальнейшее финансирование работ сразу же прекратилось.

На БПК претендовала независимая Украина. 3 июля 1992 года экипаж сокращенного состава не пожелал по завершению ремонта бросать насиженные места и принял украинскую присягу. Была попытка подъема на корабле украинского флага, то есть провозгласить явочным порядком корабль в составе ВМС Украины, но не имела успеха. Экипаж тут же сняли и перевезли на украинский фрегат "Гетман Сагайдачный". Наверняка, эти события в конечном итоге повлияли на судьбу корабля. «Спорный» корабль решили исключить из состава ВМФ РФ для демонтажа и реализации через ОФИ КЧФ.

29 октября 1992 года корабль официально перечислили в состав Черноморского флота из состава КТОФ. Датой официального списания корабля принято считать 6 января 1993 года (приказ № 192 ГК ВМФ РФ). Затем командование КЧФ решило передать «Способный» в собственность предприятию «Севморзавод имени С. Орджоникидзе» в счет уплаты долгов флота.

Заводские буксиры перевели обреченный корабль 28 апреля 1993 года от стенки Северного дока в Южную бухту, где и начался демонтаж вооружения и оборудования. К 20 ноября 1993 года разоружение корабля закончилось, и он перешел в собственность Севморзавода.

Затем последовала продажа «Способного» для разборки на металл частной индийской фирме и 2 апреля 1995 года буксиры увели БПК из Севастополя.

"Способный" уводят из Севастополя

Севастополь, 2 апреля 1995 года

 

БПК Способный, 23 августа 1989 г.

23 августа, 1989 г.

 

 

Вид на корму, 1990 г.

Вид на корму БПК
"Способный", 1990 г.

 

 

"Способный" покидает СМЗ

Севастополь,
28 апреля 1993 года

 

В последний поход

Хотя во многих источниках сообщается, что корабль был уведен в Индию, имеющееся у меня последнее упоминание о нахождении БПК "Способный" на разделочной верфи в порту Алиага (Турция) - из журнала Warship International:

"Старый российский проект 61 (NATO класс "Kashin") ракетный фрегат "Способный" на разделочной верфи в Алиаге, Турция. Фотоснимок сделан 12 апреля 1995 (Mr. Selim San via Dipl.-Ing. Harmut Ehlers, copyright). Этот корабль прибыл в Севастополь для капитального ремонта 30 июля 1987, но работы позже были остановлены незавершенными и корабль был исключен из списков 3 июля 1992. Корпус корабля официально был возвращен в состав Флота 29 октября 1992, однако 20 ноября 1992 был отдан судостроительному заводу "Севморзавод" в счет неуплаченных долгов Флота."

(перевод с англ.)

Пока доподлинно неизвестно, порезали корабль в Турции или отправили дальше на разделку в Индию. Флотские чиновники, продавшие боевой корабль, наверное, получили свои "откаты". Узнать бы их имена и заклеймить позором! Пусть в конце концов воздасться им по заслугам! Но корабль, как и десятки других, не вернуть, ... но вот же ходит до сих пор "Сметливый", на 4 года старше "Способного"!

Остается надеятся, что качественная корабельная сталь пошла не на ложки и кастрюли, а на новые корабли, что металл "Способного" и сейчас где-то режет океанскую волну!
 

Warship International

"Способный в Алиаге
 12 апреля 1995 г.

 

(Страница из журнала
Warship International)

Использованы материалы:

- из книг "Гончие океанов (История кораблей проекта 61), В.П.Заблоций, В.В.Костриченко", "Поющие фрегаты" серии "Морская коллекция", журналов "Техника-молодежи", «Судостроение», "Warship International".

- сайтов www.airbase.ru, vmk.vif2.ru, www.russianwarrior.com, www.wunderwaffe.narod.ru

Выражаю благодарность всем, кто помогал, авторам книг и сайтов!

Hosted by uCoz