История БПК "Способный"
Одна из первых фотографий начала 70-х годов
|
|
*** Процесс сбора информации о БПК «Способный» продолжается. На этой странице то, что удалось найти на текущий момент: НачалоИтак, заложен корабль был 10 марта 1969 г. на заводе им. 61 коммунара (г. Николаев), заводской номер С-1713. Сдан флоту в 1971 г. Интересный факт - серийный большой противолодочный корабль проекта 61 тогда стоил для государства 17,4 млн. рублей. После завершения строительства корабль (бортовой № 522) был включен 27 октября 1971 года в состав КТОФ. 15 февраля 1972 г. (командир - кап. 3 ранга Г. Кудрявцев) корабль вышел из Севастополя и начал переход к месту постоянного базирования во Владивосток вокруг мыса Доброй Надежды. По пути - несколько месяцев БС в Индийском океане. По завершении перехода "Способный" прибыл в бухту Абрек п.Тихоокеанский и 26 августа 1972 года вошел в состав 175 бригады ракетных кораблей КТОФ. |
|
КТОФ, служба корабля в 70-е годы.БПК "Способный" базировался в заливе Стрелок, на пирсе №3, вместе с КРУ "Адмирал Сенявин", БПК "Одаренный", РКР "Варяг". Боевая служба «Способного» (в/ч 26823) протекала у берегов Японии, в Тихом и Индийском океанах. Корабль больше 2-х месяцев у стенки не стоял, участвовал в учениях, стрельбах, обеспечивал испытания атомных ракетоносцев, многие другие задачи. С 1972 по 1975 гг. участвовал в 3-х БС, каждая по полгода. Ходил к островам Гуам, на Сокотру, в Йемен (порт Аден). С ноября 1972 по май 1975 г. командир корабля -кап. 3 ранга Колесников А.А. В ноябре 1972 - бортовой №561. 10 июля 1973 г. переписали бортовой номер на №109 и на следующий день 11 июля корабль вышел в поход в Филипинское море к острову Гуам, для участия в противолодочной операции в Филипинском море. Шли через Сангарский (Цугару) пролив. До выхода в Тихий океан тянули на буксире дизельную подводную лодку. Там же попутно проводились испытания буксируемой ГАС (возможно, этот факт и стал причиной того что в последствии при модернизации Способному изуродовали корму). Вернулись в базу 30 августа 1973г. 2 ноября 1973 г. БПК "Способный" (бортовой № 109) вышел на БС в Индийский океан. 17 - 27 декабря 1973 года - официальный визит в Порт-Луи (остров Маврикий), в составе отряда кораблей с КРУ «Адмирал Сенявин» и ПЛ пр. 641, под флагом 1 зам. командующего ТОФ контр-адмирала Маслова В.П. 7 января- 14 января 1974 г. - заход в порт Аден с рабочим визитом. 9 февраля - 15 февраля 1974 г. БПК "Способный" в составе отряда боевых кораблей во главе с КРУ «Адмирал Сенявин» заходил с рабочим визитом в Бомбей (Индия). 7 марта 1974 г. корабль вернулся в базу. В конце апреля 1975 г. бортовой номер сменился на №544. По насыщенности событиями, службу в те годы моряки вспоминают как один беспрырывный выход в море. У стенки практически корабль не бывал - только за топливом, даже продовольствие часто принимали в море. С 25 по 30 августа 1976 г. - официальный визит в порт Ванкувер (Канада), в составе отряда кораблей (БПК "Гневный", танкер "Илим"), под флагом командира 10 ОПЭСК контр-адмирала Варганова В.Ф. Вот что интересного пишут об этом визите американцы : "17 августа 1976 Канадский Флот обнаружил затонувшую советскую ракету около Ванкувера, Crescent Beach, но не смог ее поднять. Премьер-министр Трюдо, не сотрудничая тогда с Правительством Соединенных Штатов, вызвал советского посла Николая Макарова в Оттаве и официально потребовал, чтобы Советский Союз сам прибыл и забрал ракету. И они это сделали. 25 августа Ванкувер посетили три советских судна - два эсминца, Способный и Гневный, и танкер Илим. Контр-адмирал Владимир Варганов прибыл на борту одного из судов, используя этот визит «доброй воли» как прикрытие. На следующий день канадские водолазы убедились, что ракета отсутствует." (мой перевод с англ.) по ссылке: http://www.peterbeter.host.sk/docs/all/dbal16.htm В начале 1977 г. корабль встал в Дальзавод, 26 августа того же года участвовал в контрольном противолодочном учении во взаимодействии с авиацией и ПЛО. 1979 г. - БПК «Способный» вместе с другими кораблями эскадры КТОФ: КРУ «Адмирал Сенявин», РКР «Адмирал Фокин», БПК «Василий Чапаев» и «Строгий» оказывает помощь Вьетнаму во время вооруженного конфликта с КНР. |
У стенки в Порт-Луи, 1973 г.
1975 г.
В походе |
КТОФ, служба корабля в 80-е годы.1982 г. - БПК "Способный" вошел в состав 201 бригады противолодочных кораблей КТОФ, базировался на 33 причале, в центре г. Владивостока. В 1982 г. корабль (бортовой № 544) дважды выходил в Японское море осуществляя слежение за американскими кораблями. В 1982 г., с 9 по 13 июня - официальный визит в п. Коломбо (Шри Ланка) в составе ОБК 8-й ОПЭСК ВМФ (СКР "Грозящий" и танкер "Печенга") под командованием зам.командира 8-й ОПЭСК ВМФ контр-адмирала Семенова Г.И. (Хронология взята из разных источников, возможны расхождения) С 17 декабря 1982 г. по 23 июня 1983 г. - БС в Индийском океане, корабль с бортовым № 544. Осуществлены заходы на базу в п. Камрань (СРВ), в п. Коломбо (о. Цейлон - Шри Ланка), п. Аден (НДРЙ - Южный Йемен). Во время визита в порт Аден доставили туда несколько моряков-связистов, которые потом там служили 3 года при нашей военной миссии. Интересно, что в 1985 г. БПК "Способный" вез этих моряков обратно из Адена, уже на дембель. В марте 1983 г. корабль участвовал в операции по эвакуации приводнившегося в Индийском океане аппарата "БОР-4", прототипа космического корабля "Буран" (официальное название "Космос-1445"). Аппарат 16.03.1983 г. приводнился в Индийском океане в 556 км южнее Кокосовых островов после одновиткового полета по орбите, эвакуация происходила под наблюдением австралийских разведывательных самолетов. В 1983 г. БПК "Способный", (как и другой БПК 61 пр. КТОФ "Одаренный") выходил к месту падения сбитого южнокорейского Боинга «рейс 007». С 26 марта по 23 апреля 1984 г. - короткая БС во Вьетнаме, выполнение задачи по обеспечению буксировки аварийной АПЛ в п. Камрань, потом возвращение во Владивосток. С 23 октября 1984 г. по 1 июля 1985 г. - БС в Индийском океане. Корабль (бортовой № 505) нанес 3 визита в порт Аден (Йемен), нес боевое дежурство у о. Сокотра, Абд-Эль-Кури, Пирим (НДРЙ), выполнял задачи в Баб-эль-Мандебском проливе и на о-вах Дахлак, Нотра (Эфиопия). Итоговая оценка выполнения задач - "хорошо". В 1985 г. корабль справил свой 15-летний юбилей. Во время нахождением корабля на ремонте в Дальзаводе, по инициативе командования корабля, был выпущен памятный значок, который вручили всем морякам "Способного". 1985 г. - После выхода из завода корабль выходил в Японское море на слежение за авианосцем RANGER (бортовой №61), каждую ночь развивая максимальный ход, в погоне за пытающимся уйти от преследования противником. Всего на КТОФ с начала 80-х годах находилось четыре "61-х проекта": БПК «Одаренный», «Строгий» и «Способный», и на консервации БПК «Стерегущий». Корабли этого типа эксплуатировались с повышенной нагрузкой. К середине 80-х годов «Способному» потребовался капитальный ремонт. В 1986 г. было принято решение отправить его на Севморзавод в Севастополь на средний ремонт с модернизацией, а «по дороге» выполнить задачи БС, как впоследствии оказалось, последней. БС 1986 - 1987 гг. началась утром 2 декабря 1986 г., когда под марш "Прощание славянки" корабль (бортовой № 505) покинул 33 причал порта Владивосток, встал на рейд бухты Патрокл. Дали ход в 16:58. С 10 декабря 1986 г. по 1 февраля 1987 г. вошел в состав 17-ой оперативной эскадры с базированием в порту Камрань (Вьетнам). 4 февраля 1987 г. прошел Сингапурский пролив. 15 февраля 1987 г. в Аравийское море встал на рейд о.Сокотра, где вошел в состав 8-й (Индийской) оперативной эскадры ВМФ СССР. С марта по май 1987 г. включительно обеспечивал прохождение караванов советских судов в Персидском заливе. 3 - 5 июня 1987 – деловой визит в п. Джибути, почетный караул при встрече советского консула, покупки в местных лавках и магазинах. 12 июня 1987 – прошел Суэцкий канал 19 июня 1987 – прошел Дарданеллы и Босфор 21 (22) июня 1987 – прибыл в Севастополь. |
Владивосток, 33 причал
1982 г.
Значок
Севастополь, памятник погибшим кораблям
|
Севастополь, Севморзавод, 80 - 90-е годы.16 июля 1987 года корабль (бортовой № 578) был временно передан в состав Краснознаменного Черноморского Флота. 30 июня (30 июля - по другим источникам) 1987 года корабль встал в Севастопольский Морской завод им. С.Орджиникидзе для ремонта и модернизации по проекту 01090 с последующей передислокацией на Краснознаменный Северный Флот, и вошел в состав 63-й бригады ремонтирующихся, экспортных и модернизирующихся кораблей (БРЭМК). Уже в период проведения работ было решено расширить их по сравнению с базовым проектом модернизации (проект 01091), с размещением в экспериментальных целях в кормовой части корпуса новейшего неакустического комплекса обнаружения ПЛ четвертого поколения, с буксируемыми антеннами на разных уровнях воды. Проект перестройки предусматривал демонтаж кормовой артиллерийской установки и размещение гидроакустического комплекса в специальном помещении на месте кормовой ВПП с двумя бортовыми свесами (спонсонами) для спуска буксируемых антенн. К моменту распада СССР ремонт и модернизация корабля были завершены более чем на 70%, но дальнейшее финансирование работ сразу же прекратилось. На БПК претендовала независимая Украина. 3 июля 1992 года экипаж сокращенного состава не пожелал по завершению ремонта бросать насиженные места и принял украинскую присягу. Была попытка подъема на корабле украинского флага, то есть провозгласить явочным порядком корабль в составе ВМС Украины, но не имела успеха. Экипаж тут же сняли и перевезли на украинский фрегат "Гетман Сагайдачный". Наверняка, эти события в конечном итоге повлияли на судьбу корабля. «Спорный» корабль решили исключить из состава ВМФ РФ для демонтажа и реализации через ОФИ КЧФ. 29 октября 1992 года корабль официально перечислили в состав Черноморского флота из состава КТОФ. Датой официального списания корабля принято считать 6 января 1993 года (приказ № 192 ГК ВМФ РФ). Затем командование КЧФ решило передать «Способный» в собственность предприятию «Севморзавод имени С. Орджоникидзе» в счет уплаты долгов флота. Заводские буксиры перевели обреченный корабль 28 апреля 1993 года от стенки Северного дока в Южную бухту, где и начался демонтаж вооружения и оборудования. К 20 ноября 1993 года разоружение корабля закончилось, и он перешел в собственность Севморзавода. Затем последовала продажа «Способного» для разборки на металл частной индийской фирме и 2 апреля 1995 года буксиры увели БПК из Севастополя. Севастополь, 2 апреля 1995 года |
23 августа, 1989 г.
Вид на корму БПК
Севастополь,
|
В последний походХотя во многих источниках сообщается, что корабль был уведен в Индию, имеющееся у меня последнее упоминание о нахождении БПК "Способный" на разделочной верфи в порту Алиага (Турция) - из журнала Warship International: "Старый российский проект 61 (NATO класс "Kashin") ракетный фрегат "Способный" на разделочной верфи в Алиаге, Турция. Фотоснимок сделан 12 апреля 1995 (Mr. Selim San via Dipl.-Ing. Harmut Ehlers, copyright). Этот корабль прибыл в Севастополь для капитального ремонта 30 июля 1987, но работы позже были остановлены незавершенными и корабль был исключен из списков 3 июля 1992. Корпус корабля официально был возвращен в состав Флота 29 октября 1992, однако 20 ноября 1992 был отдан судостроительному заводу "Севморзавод" в счет неуплаченных долгов Флота." (перевод с англ.) Пока доподлинно неизвестно, порезали корабль в Турции или отправили дальше на разделку в Индию. Флотские чиновники, продавшие боевой корабль, наверное, получили свои "откаты". Узнать бы их имена и заклеймить позором! Пусть в конце концов воздасться им по заслугам! Но корабль, как и десятки других, не вернуть, ... но вот же ходит до сих пор "Сметливый", на 4 года старше "Способного"!
Остается надеятся, что
качественная корабельная сталь пошла не на ложки и кастрюли, а на новые
корабли, что металл "Способного" и сейчас где-то режет океанскую волну! |
"Способный в
Алиаге
(Страница из журнала |
Использованы материалы: - из книг "Гончие океанов (История кораблей проекта 61), В.П.Заблоций, В.В.Костриченко", "Поющие фрегаты" серии "Морская коллекция", журналов "Техника-молодежи", «Судостроение», "Warship International". - сайтов www.airbase.ru, vmk.vif2.ru, www.russianwarrior.com, www.wunderwaffe.narod.ru Выражаю благодарность всем, кто помогал, авторам книг и сайтов! |